Когда праздник вера надежда
День Веры, Надежды и Любови
День Веры, Надежды и Любови отмечается 30 сентября 2019 года (дата по старому стилю – 17 сентября). В этот день православная церковь почитает святую Софию и ее трех дочерей. В народе праздник прозвали «бабьими именинами».
День Веры, Надежды и Любови посвящен укреплению силы духа и мужества, которые не сможет сломить даже недостаток телесных сил.
Традиции и обряды праздника
В церквях проходит богослужение.
На Руси в этот день женщины громко плакали, избавляя себя и семью от горестей, печали и бед. По окончании плача молодые юноши и девушки устраивали «деревенские святцы», где высматривали себе милых сердцу вторых половинок.
Замужние женщины покупали три свечи. Две из них ставили в храме перед иконой Христа. Последнюю с наступлением полуночи вставляли в каравай и читали 40 раз без остановки слова о спокойствии и благополучии в семье. Утром этим караваем женщины кормили свою семью.
История праздника
В годы правления императора Адриана (II век, 137-й год) в Риме проживала вдова София с тремя дочерями: Верой (12 лет), Надеждой (10 лет) и Любовью (9 лет). Это было время христианских гонений, и слухи о верующей семье дошли до правителя. По повелению Адриана София с детьми предстала перед ним и вместе с дочерями рассказала ему о своей вере в Бога.
Императора удивила смелость маленьких христианок. Он повелел одной из язычниц переубедить их, чтобы они отреклись от своей веры. Но все было напрасно. Тогда Адриан приказал им принести жертву его Богам, но его воля была отвергнута.
Разгневанный император повелел разлучить мать с дочерями и подвергнуть сестер пыткам, а София должна была смотреть на это своими глазами. Веру и дух маленьких христианок не смогли сломить даже пытки. Мать похоронила истерзанные тела дочерей и два дня оставалась у их могилы, где и скончалась на третий день. За душевные муки за Христа церковь причислила их к лику святых.
Проведи этот день интересноЗадание на сегодня: Отпустите все горести и печали, поплачьте если нужно. А потом идите искать свою половинку. История праздника рассказывает об истории Софии и ее трех дочерей:Веры, Надежды и Любви. Семья была верующая и императору Рима Адриану это не понравилось. Он истязал дочерей на глазах матери в жертву богам.
Эта грустная история послужила дню укрепления силы духа и мужества, который не сможет сломить даже недостаток телесных сил. Раньше в этот день женщины громко плакали, избавляя себя и семью от печали, горести и бед. А после устраивали “ деревенские святцы”, где искали себе половинку.
Приметы
Если журавли отправились в полет, то покров будет морозным.
Зяблик летит – стужу несет.
Если гнездо (логово) ежа построено в середине леса, то зима будет лютой.
Если ранняя белка имеет голубую шубку, то весна будет ранней.
Если белка начинает линять снизу-вверх, то зима будет холодной.
Праздник святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
Во Христе, как говорит апостол Павел:
— и добавим: для духовно пребывающих в Нем нет различия и в возрасте. Ибо, как известно из Житий святых, не только мужи, но также жены мужественно претерпевали страдания за Христа; и не только взрослые, но даже дети, как те мученицы – Вера, Надежда, Любовь, о коих у нас идет речь.
История подвига мучениц
Старшей из них Вере было 12; Надежде – 10; а младшей Любови лишь 9 лет, когда они были призваны на неправедный суд императором Адрианом (правил 117-138 г.г.). Который ранее слышал об их мудрости и красоте, поэтому похотел склонить сих к своему языческому нечестию.
И что же эти дети, совсем еще юные девочки, предстоя грозному царю, управляющему великой Римской Империей, устрашились ли они, что было бы столь естественно, учитывая их возраст и слабую женскую природу?!
Нет, заранее наставленные своей мудрой матерью христианкой Софией (греч. «мудрость») претерпеть мучения и положить души свои за Христа, они, как говорится в их житии:
Поэтому не соблазнительные обещания царя сделать их своими дочерями (т.е. по нашему принцессами), если они принесут жертвы идолам, — не прельстили их; ни его угрозы в противном случае подвергнуть их ужасным мукам – не испугали. Они едиными устами исповедали, что Отцом своим имеют Бога Небесного, а страданий за Христа не только не боятся, но, наоборот, весьма желают.
Святая мц. Вера
Тогда нечестивый царь перешел от слов к мучительству: первой пострадала старшая сестра – Вера. Сначала ее жестоко избили; затем изранили; пытали на раскаленной решетке; в кипящем котле, наполненном смолою и маслом, — но силою Божией она осталась жива. Тогда мучитель, не зная, что еще сделать, приказал усечь ее мечом. Так Вера первая приняла смерть за Христа.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
Святая мц. Надежда
Адриан рассчитывал, что это напугает вторую сестру, Надежду (вспомним, ей только 10 лет). Он опять начал уговаривать ее не повторять подвиг Веры, но получил такой мужественный ответ:
Тогда и Надежда пострадала подобно старшей сестре, увенчав свою короткую жизнь столь желанной ей мученической смертью.
Святая мц. Любовь
После чего нечестивый царь обратил все свое искусство обольщения и всю свою ярость на последнюю, оставшуюся в живых Любовь. Но тщетны были его усилия, результатом которых был для него лишь сугубый позор – могущественный император великого Рима не смог победить 8-летнюю девочку, ибо ей помогал Сам Христос!
Ведь, как сказано в житии сих святых мучениц: «Кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано:
Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь:
Любовь приняла еще большие страдания, чем ее старшие сестры, и чрез сию мученическую смерть также вошла в их небесную радость. И что сказать на это?! Если судить по земному, то душу наполняет горечь! В то время дети взрослели быстрее, чем сейчас. Старшая Вера была в том возрасте, когда девочка начинает превращаться в девушку, а ее младшие сестры были близки к сему сроку.
И надо сказать, что, если девочки, превращающиеся в девушек, чисты душой и телом, к тому же еще отличаются высокими личными качествами, как Вера, Надежда, Любовь, то это поразительно красивое зрелище: как будто бы расцветает некий замечательный цветник, в котором три прекрасных распускающих свои нежные лепестки цветка…
И вот эта красота была в самом своем начале, судя по-человечески, растоптана грубым нечистым животным! Не удивительно, что даже приближенные царя Адриана, хотя и были язычниками, но осуждали его за мучения невинных юных столь прекрасных девиц.
Но горечь при чтении их жития посещает душу тогда, когда мы думаем только о земном, забывая небесное. А ведь на этом небесном, церковном небосклоне по словам ап.Павла:
И после славного мученичества сих трех сестер там воссияли три новые, хотя и маленькие, но зато очень яркие звездочки!

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Святая мц. София
А вскоре к ним присоединилась и их мать София, которая неотступно пребывала на могиле своих дочерей, где, через три дня, приняла блаженную кончину.
Хотя святая София не была замучена и убита как ее дочери, она тоже причислена Церковью к лику мучениц т.к. те страдания, которые она вынесла при виде мучения своих дочерей, были едва ли не тяжелее для материнского сердца любых телесных истязаний.
Православный церковный праздник 30 сентября
День памяти всех сих мучениц 17 (по ст.ст.) или 30 сентября по новому стилю.
Однако здесь есть одна важная особая деталь. Дело в том, что мудрая София назвала своих дочерей в честь трех христианских добродетелей, о коих ап.Павел сказал:
«Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор.13: 13).
Естественно, что назвала она их так не по-русски, а по-гречески: Пистис, Элпис, Агапэ. Однако российский писатель сего жития ради смыслового указания на вышеуказанные добродетели перевел их имена на наш язык. Поэтому долгое время эти имена не употреблялись в обиходе.
В каких числах день Ангела у тех, кто носит эти святые имена

Св. муч. Вера, Надежда, Любовь и София
Но с 19-го, а, главным образом, с 20-го века их довольно часто стали давать новорождённым девочкам. День Ангела коих, таким образом, преподал на 30 сентября по н.ст. Но так было до 2000 года. Когда на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви были канонизированы многие новомученики. Среди них есть мученицы с именами Вера, Надежда. Назовем их, указав соответствующие дни памяти по новому стилю:
- Вера (Морозова) – 26 февраля;
- Вера (Самсонова) – 14 июня;
- Вера (Графова) – 15 декабря;
- Вера (Трукс) – 31 декабря
- Надежда (Аббакумова) – 14 марта;
- Надежда (Круглова) — 20 марта;
- Надежда (Ажгерович) – 21 октября.
Большинство этих новомучениц были канонизированы в 2000 году.
Поэтому теперь День Ангела, или именины всех наших Вер и Надежд необходимо определять следующим образом. Если они родились до 20 августа 2000 года, то этот День по-прежнему будет 30 сентября. Если же они родились после этой даты, то его следует рассчитывать следующим образом.
Согласно правилам Церкви, если в святцам встречается несколько тезоименитых нам святых, то нашим небесным покровителем будет тот святой, день памяти которого припадает на день нашего рождения или ближе всего к этому дню после него.
Тогда для тех Вер, которые родились после 20 августа 2000 г.:
- с 1-го января по 26 февраля – именно эта последняя дата 26.02 будет Днем Ангела, а их тезоименитая святая – Вера (Морозова);
- с 27 февраля по 14 июня – День Ангела 14.06, а тезоименитая святая – Вера (Самсонова);
- с 15 июня по 30 сентября – День Ангела 30.09; их святая упомянутая мученица Вера;
- с 1 октября по 15 декабря – это День Ангела 15.12; их святая Вера (Графова);
- с 16 по 31 декабря – День Ангела 31.12; их святая Вера (Трукс).
У Надежд, родившихся после 20 августа 2000 г.:
- с 15 по 20 марта – 20.03 и есть День Ангела; их святая Надежда (Круглова);
- с 21 марта по 30 сентября – День Ангела 30.09, святая упомянутая мц.Надежда;
- с 1 по 21 октября – это 21.10 их День Ангела; святая Надежда (Ажгерович);
- с 22 октября по 14 марта – День Ангела 14.03; святая Надежда (Аббакумова).
Как отметить дату своих именин

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Следует помнить, что православным христианам важно не только точно знать День своего Ангела, но и свято провести его: прийти в храм на богослужение; исповедаться; причаститься. Разрешается и умеренное застолье с учетом скоромных и постных времен церковного календаря.
^sss^Святая Вера, Надежда, Любовь и матерь их София^sss^^sss^Святые Вера, Надежда, Любовь и матерь их София^sss^Вера, Надежда, Любовь и матерь их София - Православный журнал "Фома"
30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.
В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.
Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.
В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.
Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.
Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.
Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!

Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь
Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.
Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:
Дни Ангела для Веры:
26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.
Дни Ангела для Надежды:
14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.
День Ангела для Любови:
30 сентября.
Дни Ангела для Софии:
28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.
Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.
С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.
В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.
Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.
В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.
Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.
Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Кондак мучениц
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.
Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»

В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге
Вера, Надежда, Любовь — когда отмечается, история, Вселенские бабьи именины, приметы
В самом конце сентября православные христиане отмечают День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Праздник также имеет славянские корни и носит народное название Вселенские бабьи именины — Вера — Надежда — Любовь.
Когда отмечается праздник Вера — Надежда — Любовь
Память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Русская православная церковь чтит 30 сентября (17 сентября по старому стилю).
Кто такие София и ее дочери Вера, Надежда и Любовь
История этих святых мучениц восходит ко второму веку, когда в Риме правил жестокий император Адриан. В это же время в городе жила глубоко верующая вдова-христианка София (Софья), у нее были три дочери, которых она воспитывала в христианских правилах и в добродетели. Девочек звали Пистис, Элпис и Агапэ, что в переводе с греческого означает — Вера, Надежда и Любовь. Имя София означает «мудрость»
Когда Вере было 12 лет, Надежде — десять, а Любови — всего девять, на беду благочестивой семьи о них узнал император Адриан, который, будучи язычником, люто ненавидел христиан.
Адриан решил во что бы то ни стало отвратить Софию и ее дочерей от христианства и потребовал, чтобы они принесли жертву греческой богине Артемиде (в римской версии — Диане). Но София и ее дочери отказались.
Тогда Адриан приказал подвергнуть девочек пыткам, а затем изрубить мечами. Затем жестокий правитель приказал бросить истерзанные тела дочерей их матери.
София оплакала своих дочерей и похоронила их по христианским правилам, а спустя три дня скончалась от горя. И София, претерпевшая невыносимые душевные муки, и три ее дочери были причислены к лику святых. Считается, что через шесть столетий их мощи были обнаружены, обретенную святыню вывезли в Эльзас и погребли в церкви Эшо.
В христианстве Вера, Надежда, Любовь и София почитаются за то, что даже не имея физических сил, благодаря твердости и силе духа они смогли явить пример христианского подвига.
Вера, Надежда и Любовь (доброта, милосердие, сострадание) — считаются главными женскими христианскими добродетелями. Мудрость, особенно материнская, также считается женской христианской добродетелью.
В литературе и вообще в культуре сочетание слов Вера — Надежда — Любовь является распространенным художественным образом.
Праздник Вера, Надежда, Любовь на Руси
Имена Вера, Надежда, Любовь и Софья на Руси всегда были широко распространены, поэтому в день памяти этих святых именины отмечали многие женщины. Таким образом, праздник Вера — Надежда — Любовь стали называть Вселенскими бабьими именинами. В этот день принято поздравлять не только женщин, девушек и девочек с именами Вера, Надя, Люба и Соня, но и вообще всех православных женщин, прославляя главные женские добродетели — мудрость, веру, надежду и христианскую любовь.
Приметы на Веру — Надежду — Любовь
Считается, что, если 30 сентября погода ясная и теплая, значит — осень тоже будет теплой, без большого количества дождей, а бабье лето (границей которого, вообще-то, считается праздник Воздвижение, который отмечается 27 сентября) еще продержится некоторое время.
Также есть примета — если на Веру — Надежду — Любовь журавли улетают на юг, значит, на Покров (14 октября) погода будет морозной, и даже может выпасть первый снег.
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Адрес страницы: https://www.calend.ru/holidays/0/0/2220/
Главная страница / Праздники / Православные праздники / День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
30 сентябряЦерковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Пскове (Фото: Dance60, Shutterstock)
Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Во 2 веке, в царствование императора Адриана (117—138) в Риме жила благочестивая вдова София (София значит премудрость). У нее были три дочери, Вера, Надежда и Любовь, носившие имена трех главных христианских добродетелей. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности этого семейства к христианству дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако, все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.
Другие праздники в разделе «Православные праздники»
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
Дни памяти святых и великомучеников
Смотреть все родственные праздники из раздела «Дни памяти святых и великомучеников»
Вера, Надежда, Любовь — 2016: дата, история, бабьи именины, поздравления
В конце сентября в России отмечается один из самых поэтичных народно-христианских праздников — День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В народной традиции праздник носит название Вселенские бабьи именины — Вера-Надежда-Любовь.
Когда отмечается праздник Вера-Надежда-Любовь
Праздник в честь христианских мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Русская православная церковь отмечает 17 сентября по старому стилю, что соответствует 30 сентября по современному летоисчислению. Таким образом, праздник Вера, Надежда, Любовь отмечается 30 сентября.
История Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Во втором веке, в царствование императора Адриана, в Риме жила благочестивая вдова-христианка София (Софья). У Софии, имя которой в переводе с греческого означает «мудрость», было три дочери — Пистис, Элпис и Агапэ. Впоследствии их имена были переведены на старославянский язык — Вера, Надежда и Любовь — то есть, девочки носили имена трех главных христианских добродетелей.
Если со значением имен Вера и Надежда вопросов не возникает, то про имя Любовь стоит сказать особо. Любовь, как христианская добродетель, — это доброта, милосердие, сострадание.
Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — 9. София воспитала дочерей истово верующими христианками, что не могло нравиться императору-язычнику. Адриан пытался уговорить Софию и ее дочерей поклониться богине Артемиде, но те были тверды в вере. Тогда озверевший властитель приказал подвергнуть девочек жестоким пыткам, которые они, благодаря божьей помощи, перенесли невредимыми. Тогда Адриан велел изрубить юных христианок мечами, а их истерзанные тела бросил матери.
София похоронила своих дочерей по христианскому обряду, а спустя три дня скончалась от горя. Поскольку София претерпела за свою веру сильнейшие душевные муки, она вместе с дочерями была причислена к лику святых. Мощи святых через шестьсот лет после их мученической кончины были погребены в Эльзасе, в церкви Эшо.
В христианской традиции считается, что Вера, Надежда, Любовь и София показали, что людям, укрепляемых Святым духом, недостаток физических сил не мешает проявлять мужество и силу духа.
Вера, Надежда, Любовь в славянской традиции
На Руси в этот день праздновали именины многие женщины, ведь имена Вера, Надежда, Любовь и Софья всегда были широко распространены в народе. Поэтому этот день стал считаться Вселенскими бабьими именинами, с которыми принято поздравлять всех женщин, вне зависимости от имени.
Бабьи именины в старину праздновали три дня. В эти дни прославляли материнскую мудрость (Софию) и женские добродетели — веру, надежду и любовь. В этот день женщине дозволялось поплакать о своей нелегкой доле, а также помянуть в слезной молитве родственниц и подруг. Однако — плачь — не плачь, — а за плиту становиться придется. Поплакав, женщины принимались за стряпню, чтобы в свой именинный день ублажить домочадцев-мужчин именинными пирогами и кренделями.
Приметы на Веру, Надежду, Любовь
Считается, что в праздник в память Веры, Надежды, Любови и матери их Софии день обычно бывает ясным и теплым. Также существовала примета — если в этот день журавли полетят на юг, значит, на Покров (14 октября) уже будет морозно.
Поздравления с праздником Вера-Надежда-Любовь
*** Пусть всегда вам помогают Надежда, Вера и Любовь, От зла и бед оберегают,
Даря вам радость вновь и вновь!
Пусть Вера укрепит вам сердце, Надежда душу озарит, Ну, а Любовь не даст обжечься
И счастьем отблагодарит!
*** Три имени. Красивые, простые. Слова, что помогают людям жить. Когда-то нарекла детей София,
Ее мы и должны благодарить!
За то, что подарила Веру людям. И что с Надеждою любой всегда живет. И если есть Любовь, то счастье будет!
И в каждый дом пускай оно придет!
*** В день Веры, Надежды, Любви И матери их Софии Пусть сбудутся все мечты
И счастье придет отныне.
Вера поможет ждать, Прощать и иметь терпенье, Надежда не даст грустить
И не введет в искушенье.
Любовь озарит весь свет И музыкой в сердце вольется, София на всё даст ответ
И мудростью обернется.
*** Надежда, Вера и Любовь И мать их светлая, София, Пусть унесут всю твою боль
И жизнь пусть сделают счастливой.
Пусть этот праздник принесет Сто тысяч радостных мгновений. Пускай везде во всем везет,
Хорошим будет настроенье.
Желаю счастья и любви, Надежды, веры и веселья. Цени ты жизни каждый миг.
Свое найди ты вдохновение.
День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии: когда отмечать, приметы, традиции
30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.
Оглавление:
- История праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2017
- Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2017: где почитаются святые
- Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
- Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!
- Дни Ангела для Веры:
- Дни Ангела для Надежды:
- День Ангела для Любови:
- Дни Ангела для Софии:
- Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
- Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
- Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
- Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.
- Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2017: традиции и обычаи
- Вера, Надежда, Любовь и мать их София – когда мучениками становились дети
- Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София – день памяти 30 сентября
В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.
София, чье имя в переводе с греческого означает «мудрость», была благочестивой христианкой. И своих дочерей она назвала в честь главных христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любови.В то время в Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны властей, и о юных христианках стало известно императору Адриану (тому самому, который велел возвести Вал Адриана длиной 117 километров, и который обожествил своего юного любовника, утонувшего в реке).
Император потребовал, чтобы Вера, Надежда и Любовь отреклись от Христа и принесли жертву языческим богам. Но девушки проявили стойкость несмотря на свой юный возраст.
Их подвергли страшным пыткам, а после казнили на глазах у матери.
Самой старшей из них, Вере, было на тот момент всего 12 лет. Надежде только 10 лет, а младшей, Любови, девять. София похоронила дочерей у Аппиевой дороги и умерла на их могиле три дня спустя.

Монастырь в Эшо с тех пор стал называться аббатством святой Софии. А сама деревня Эшо возле аббатства стала разросшейся «гостиницей» для паломников, которые в великом множестве приходили в эти места в средневековье.
В 1792 году, после Французской революции, монастырь был закрыт, здания распроданы с аукциона, а святые мощи уничтожены революционерами. Однако в конце XIX века началось восстановление храма, а в 1938 году из Рима в Эшо были привезены две новые частицы мощей святой Софии. С тех пор в Эшо ежегодно день святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается с большим размахом.
Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.
В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.
Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.
Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.
Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!
Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь
Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.
Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:
Дни Ангела для Веры:
26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.
Дни Ангела для Надежды:
14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.
День Ангела для Любови:
30 сентября.
Дни Ангела для Софии:
28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.
Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.
С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.
В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.
Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.
В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.
Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.
Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Кондак мучениц
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.
Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»
В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге
Источник
Праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии 2017: традиции и обычаи
Это может показаться странным, но на Руси со вселенскими бабьими именинами поздравляли всех женщин без исключения, не только тех, кто носил имена Веры, Надежды, Любови и Софии. Можно сказать, это был этакий средневековый Международный женский день.
Гулянья по случаю этого праздника длились три дня.
Сами женщины в это время жаловались на свою тяжелую бабью долю, изливали душу подругам, а потом… вновь принимались за свои домашние обязанности и готовили праздничные угощения (а куда деваться?).
В православной церкви по случаю этого праздника поста нет. В храмах читается:
- Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- Кондак мучениц
- Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
- Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Вера, Надежда, Любовь и мать их София – когда мучениками становились дети
Вера, Надежда, Любовь и мать их София – святые мученики Православной Церкви. Подробнее об их житии, иконах и молитвах Вы сможете узнать, прочитав статью!
Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София – день памяти 30 сентября
…Царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.
Святая София отвечала:
– Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая – Надежда – имеет десять лет, а третья – Любовь, коей всего девять лет.
В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно – по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: “мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов“1(Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую – Надеждою, а третью – Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.
По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели, они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.
Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они – христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.
О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг своих с тем, чтобы они привели девиц к нему. Исполняя царское повеление, слуги отправились в дом Софии и когда пришли к ней, то увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги объявили ей, что царь зовет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью зовет их царь, они все обратились к Богу с такою молитвою:
– Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.
Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, все четверо – мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к царю и, часто взирая на небо, с сердечным воздыханием и тайною молитвою вручали себя помощи Того, Кто повелел не бояться “убивающих тело, души же не могущих убить” (Мф.10:28). Когда подошли они к царскому дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря:
– Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени.
Их ввели во дворец, и они предстали пред царем, который горделиво восседал на своем троне. Увидев царя, они воздали ему подобающую честь, но стояли пред ним без всякой боязни, без всякого изменения в лице, с мужеством в сердце и смотрели на всех веселым взором, как будто бы они призваны были на пир; с такою радостью явились они к царю на истязание за Господа своего.
Видя их благородные, светлые и бесстрашные лица, царь стал спрашивать, какого они рода, как из зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому ее разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может2, но Имени Коего должен поклоняться всякий род3. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, прославляла Его Имя.
– Я христианка, – говорила она, – вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.
При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха – Сына Божия.
Тогда царь, увидав пред собою столь мудрую женщину, но не желая вступать с ней в продолжительную беседу и судить ее, отложил это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по имени Палладии, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня представить их к нему на суд.
Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении не мало времени для научения своих дочерей, София утверждала их в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами.
– Дочери мои возлюбленные, – говорила она, – ныне время вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху, теперь-то вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Настал час торжества вашего, когда мученическим венцом вы будете венчаться с прелюбезным Женихом своим и с великой радостью войдете в пресветлый Его чертог. Дочери мои, ради сей чести Христовой не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости, ради Краснейшего добротою более сыновей человеческих, и ради жизни вечной не скорбите о том, что лишитесь сей жизни временной. Ибо ваш небесный Возлюбленный, Иисус Христос, есть вечное здравие, несказанная красота и жизнь нескончаемая.
И когда тела ваши ради Него будут замучены до смерти, Он облечет их в нетление и раны ваши сделает светлыми, как звезды на небе. Когда красота ваша будет чрез муки за Него отнята от вас, Он украсит вас небесною красотою, коей глаз человеческий никогда не видел. Когда же лишитесь вы временной жизни, положив души за Господа своего, то Он наградит вас жизнью бесконечною, в коей прославит вас во веки пред Отцом Своим небесным и пред Его святыми ангелами, и все небесные силы нарекут вас невестами и исповедницами христовыми. Вас восхвалят все преподобные, о вас возвеселятся мудрые девы и примут вас в свое общение. Дочери мои дорогие! не давайте соблазнить себя прелестями вражьими: ибо, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить большие дары, предлагая вам славу, богатство и честь, всю красоту и сладость сего тленного и суетного мира; но вы не возжелайте ничего подобного, ибо всё сие, как дым исчезает, как пыль ветром разметается и как цвет и трава засыхает и обращается в землю.
Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа, верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: “Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя” (Ис.49:15), неотступно Он пребудет с вами во всех ваших муках, взирая на ваши подвиги, укрепляя немощи ваши и уготовляя вам в награду венец нетленный. О, дочери мои прекрасные! вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим добрым и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание Его Святого Имени и смерть за Него. Тогда душа моя возвеселится, и дух мой возрадуется, и старость моя подкрепится. тогда и вы будете воистину моими дочерьми, если, послушав наставления своей матери, будете стоять за Господа своего до крови и умрете за Него с усердием.
Выслушав с умилением такое наставление своей матери, девицы испытывали сладость в сердце и радовались духом, ожидая времени мучения как брачного часа. Ибо будучи святыми ветвями от святого корня, они желали всею душою того, к чему наставляла их премудрая их мать София. Они принимали к сердцу все ее слова и приготовляли себя к подвигу мученичества, как будто собирались в светлый чертог, ограждая себя верою, укрепляясь надеждою, и возжигая в себе огонь любви ко Господу. Ободряя и утверждая друг друга, они обещали матери своей все ее душеполезные советы осуществить с помощью Христа на самом деле.
Когда настал третий день, они приведены были к беззаконному царю на суд. Думая, что они легко могут послушаться его соблазнительных слов, царь начал так говорить к ним:
– Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми. Итак для вашего же собственного блага послушайте меня: ибо я люблю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом.
Но девы святые единогласно и единодушно отвечали ему:
– Отец наш – Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих богов плюем, а твоей угрозы не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего.
Услыхав от них такой ответ, царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.
Святая София отвечала:
– Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая – Надежда – имеет десять лет, а третья – Любовь, коей всего девять лет.
Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте они обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему. Он начал снова принуждать каждую из них к нечестию своему и сначала обратился к старшей сестре Вере, говоря:
– Принести жертву великой богине Артемиде.
Но Вера отказалась. Тогда царь велел раздеть ее до нага и бить ее. Мучители, нанося ей удары без всякого милосердия, говорили:
– Пожри великой богине Артемиде.
Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все смотревшие на мучение Веры дивились сему чуду и терпению мученицы. И, покачивая головами, втайне укоряли царя за его безумие и жестокость, говоря:
– Чем эта красивая девица согрешила, и за что так страдает? О, горе безумию царя и его зверской жестокости, бесчеловечно губящей не только старцев, но даже и малых детей.
После сего была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. Когда она раскалилась, как горячий угол. и от нее летели искры, то положили на нее святую девицу Веру. Два часа лежала она на сей решетке и, взывая ко господу своему, нимало не опалилась, что всех привело в изумление. Затем она была посажена в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, но и в нем осталась невредимою, и сидя в нем, как бы в прохладной воде, воспевала Бога. Мучитель, не зная, что еще сделать с нею, чем бы он мог ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.
Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:
– Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.
А сестрам сказала:
– Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились; вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину; как единоутробные сестры, мы должны иметь одну волю. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли об за мною к призывающему нас Жениху нашему.
После сего она поцеловала свою мать, потом, обнявши сестер, также целовала их и пошла под меч. Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила бы от Господа своего.
И сказала она Вере:
– Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе. Иди к Нему, возлюбленная моя, и обагренная своею кровию, как бы облеченная в багряницу, предстань прекрасною пред очами Жениха твоего, помяни пред ним убогую мать твою и помолись Ему о своих сестрах, чтобы и тех укрепил Он в том же терпении, какое проявляешь ты.
После сего св. Вера усечена была в честную главу и отошла к Главе своей Христу Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа бога, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.
Тогда нечестивый царь поставил пред собой другую сестру Надежду и сказал ей:
– Любезное дитя! Прими мой совет: я говорю это, любя темя так же, как отец, – поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать. Поверь мне, дитя мое, что я жалею твою молодость; если бы ты послушала моего приказания, я объявил бы тебя своею дочерью.
Святая Надежда отвечала:
– Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Разве я не от одной с нею матери родилась? Не тем же и молоком я вскормлена и не то же ли получила я крещение, как и святая сестра моя? Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери научилась познавать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, веровать в Него и Ему одному поклоняться. Не думай, царь, чтобы я поступала и думала иначе, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам. Не медли и не старайся разубеждать меня многими словами, но лучше приступи к самому делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрою.
Услыхав такой ответ, царь предал ее на мучение.
Раздев ее до нага, как и Веру, слуги царские долго били ее без всякой жалости, – до тех пор пока не устали. Но она молчала, как бы совсем не чувствуя никакой боли, и только смотрела на мать свою блаженную Софию, которая стояла тут, мужественно взирая на страдания своей дочери и моля Бога о том, чтобы Он даровал ей крепкое терпение.
По повелению беззаконного царя св. Надежда брошена была в огонь и, оставшись невредимою подобно трем отрокам, прославляла Бога. После сего она было повешена и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а на лице ее, светлом и сияющем благодатью Св. Духа, была улыбка. Св. Надежда стыдила еще мучителя в том, что он не в силах победить терпение такой малолетней отроковицы.
– Христос моя помощь, – говорила она, – и я не только не боясь муки, но желаю ее как сладости райской: так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.
Такая речь еще больше раздражила мучителя, и он приказал наполнить котел смолою и маслом, – поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла св. Надежду.
Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать истинного Бога, ибо сердце его было омрачено прелестью бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей кончины, с радостью подошла к матери и сказала:
– Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою.
Мать же, обняв, целовала ее, говоря:
– Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному.
Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, смотревшею на ее мучения, и сказала ей:
– Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею.
Сказав сие, она подошла к бездыханному телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по свойственной природе человеческой жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. После сего, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом.
Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и мудрыми увещаниями и младшую свою дочь.
Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано: “крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее” (Песн.8:6-7).
Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).
Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:
– Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).
Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.
Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой:
– Девица! скажи хоть только, что велика – богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи.
Но святая отвечала:
– Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!
Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь.
Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога , и радовалась.
В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал.
В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.
Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.
Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла.
Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!
Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом.
Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.
Она же, услыхав о сем, радовалась и говорила:
– Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь, – пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что вчиняешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.
Мать ее св. София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:
– Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в свои объятия и упокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.
И тотчас св. Любовь была усечена мечом.
Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.
Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.
О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие4 так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные, тяжкие муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как свойственно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа.
Наслаждаясь ныне зрением пресветлого Его лика вместе со святыми твоими дочерьми, пошли и нам премудрость, чтобы мы, сохранив добродетели веры, надежды и любви, сподобились предстать Пресвятой, Несозданной и Животворящей Троице и славить Ее во веки веков. Аминь.
Кондак, глас 1:
Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую5 благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.
________________________________________________________________________
1 Апостол сравнивает мудрость земную, мирскую с мудрость, которая свыше, т.е. нисходящею от Бога и указывает свойства последней: она свободна от всякой греховности и страстности, миролюбива, любит мир сама и любит умиротворять всякую вражду; чтобы не нарушать мира, она сама кротко переносит всякие несправедливости; в ней отсутствует страсть к спорам и прениям и даже в других стремится она подавить эту страсть покорностью (послушлива), она полна милосердия и добрых дел.
2 Род Его кто изъяснит? – сказано в кн. прор. Исаии (53:8); т. е. происхождение или рождение Иисуса Христа (Его предвечное рождение от Бога Отца и временное – от Пресвятой Девы Марии) никто не в силах достойно изобразить. Эта великая тайна не вполне открыта даже ангелам (см. 1Пет.1:12).
3 См. Филип.2:10. Здесь разумеется имя Сына Божия, вследствие коего Христу должны поклоняться все роды существ, небесных и земных, и даже обитателей преисподней, злых духов.
4 Рождение детей в болезнях было наказанием для женщин за грехопадение Евы, но в этом же заключается и условие их спасения. Посему ап. Павел говорит: “спасется (жена)через чадородие” (1Тим.2:15), впрочем, “если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием“. Такова и была св. София.
5 Т.е. мудрость языческую обратили в безумие. Ср. Ис.33:18 и 1Кор.1:20; 3:16.
Источник
Последние комментарии